Blame | Last modification | View Log | Download
Посвящается памяти моего дедаГероя Советского СоюзаМедноногова Вячеслава АлександровичаЧЁРНЫЙ ВОРОНАвтор программыВячеслав Сергеевич Медноногов(с)СОРРЕR FЕЕТ, 1997Версия 1.01Сделано в Санкт-ПетербургеСИСТЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯДля работы программы требуется Спектрум-совместимый компьютер с объёмом памяти неменее 128 килобайт, ТR-DОS 5.03/04Т и хотябы одним дисководом. Желательно наличиевторого дисковода, Кемпстон-мыши и музы-кального сопроцессора. Неплохо, если вашкомпьютер оснащён режимом ТURВО.Игра поставляется на двух дисках. Второйдиск не должен быть защищён от записи.ЗАГРУЗКА ПРОГРАММЫРаз уж вы читаете этот текст, то ужезнаете, что инструкция вызывается нажатиемна клавишу 3. Клавиши 1 и 2, соответствен-но, запускают вступительный видеоролик исаму игру. Для быстрого запуска игры удер-живайте нажатым ЕNТЕR до появления застав-ки с Чёрным Вороном.После загрузки игры вы войдёте в демо-режим. Нажатие на ПРОБЕЛ вызовет стартовоеигровое меню.ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ ВИДЕОРОЛИК12-и минутный ролик введёт вас в курсдела. Для выхода из режима просмотра на-жмите Е.При нажатии SYМ+N вы можете быстро пе-рейти к следующему сюжету. Нажатием SYМ+Мможно зациклить любую часть анимации. Му-зыкальное сопровождение в этих случаях бу-дет рассинхронизировано.СТАРТОВОЕ МЕНЮВыберите необходимый пункт из четырёхпредложенных и действуйте согласно появ-ляющимся подсказкам.Начало новой игры перенесёт вас на пер-вый уровень (за людей или кунгов). Игра залюбую из сторон содержит 16 уровней (всего32 уровня), каждый из которых имеет своюцель. Рекомендуется выбрать обычную слож-ность игры, т.к. повышенная сложность дос-тупна только игрокам с опытом. В любомслучае, у вас есть шанс дойти до конца.Третий пункт меню даёт возможность за-грузить заранее отписанное игровое состоя-ние. ВНИМАНИЕ: отгрузки НЕ ВЕДУТСЯ на вто-рой диск, используйте для отгрузок стан-дартный ТR-DОS диск! Если вы вставили дискбез отгрузок, или произошла ошибка чтения,программа предложит повторить загрузку.По требованию программы вставьте второйдиск (он НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ ЗАЩИЩЁН от запи-си).Не волнуйтесь, если при одной из вышепе-речисленных операций вы использовали нетот диск - он не будет испорчен, а про-грамма будет ждать, пока вы не догадаетесьисправить свою оплошность. Однако рекомен-дуется заклеить окно защиты записи на пер-вом диске и, более того, желательно сде-лать его резервную копию любым потрековымкопировщиком на Спектруме или IВМ (т.к.диск не содержит дублирующих данных). Навтором диске все сектора традиционноповторены дважды. Кстати, структура второ-го диска продумана таким образом, что онсовершенно не зависит от первого. Это поз-воляет в дальнейшем выпускать диски с до-полнительными миссиями.КЛАВИШИ УПРАВЛЕНИЯУправление игрой ведётся с помощью кла-виатуры. При наличии мыши или джойстика,они также могут быть использованы. Мышь,как всегда, настоятельно рекомендуется.Итак, клавиши управления:1) Q,А,О,Р (или наклоны джойстика, или пе-ремещение мыши) - перемещение курсора.2) ПРОБЕЛ (или М, или ОГОНЬ джойстика, илиЛЕВАЯ кнопка мыши) - выбор цели для атакиили перемещения. Или выбор пиктограммуправления.3) САРS SНIFТ (или ПРАВАЯ кнопка мыши) -выбор объекта управления. При игре на рас-ширенной клавиатуре рекомендуется исполь-зовать СТРЕЛКУ ВВЕРХ.Если САРS SНIFТ используется совместно склавишами управления, появляется рамка длявыбора группы воинов.4) SYМВОL SНIFТ - позволяет добавить воинав помеченную группу или, наоборот, отме-нить пометку. Максимальное число воинов вгруппе - 6.5) ЕNТЕR (или Х) - совместно с клавишамиперемещения вызывает немедленное скролиро-вание экрана. В остальных случаях скроли-рование вызывается перемещением курсора кнужному краю экрана. В режиме работы скартой нажатие этой клавиши вызывает пере-мещение окна отображения вместе с курсо-ром. При работе с мышью или джойстиком ре-комендуется использовать не ЕNТЕR, а Х.6) F - при удержании этой клавиши в нажа-том состоянии происходит ускорение игры(примерно в два раза).7) Z - переключение в режим карты и обрат-но.8) Н - выводит текущую информацию по игре:номер уровня, сложность игры, текущее иобщее время прохождения, а также - зада-ние.9) 1,2,3,4,5 и S - "горячие" клавиши. Онидублируют шесть пиктограмм управления.ИГРОВОЕ ПОЛЕВнешний вид поля представлен на рисунке1. В большом окне на рис.1(1) отображаетсякусок карты размером 12х12 в увеличенноммасштабе, или вся карта (в этом случаеквадратом другого цвета на карте выделяет-ся текущее окно отображения).Нелишне знать, что указывать направлениеперемещения или атаки вы можете прямо накарте. Можно даже выбирать героев и зданияна карте, хотя тут нужна недюжинная мет-кость.ПАНЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯПанель управления находится справа отокна вывода. Ниже перечислены элементыуправления (в том порядке, как они указанына рис.1):Индикаторы (2) и (3) - количество имею-щегося у вас золота и леса. В этом случаеоба числовых индикатора окрашены в голубой(светлый) цвет. Иногда, при наведении напиктограммы производства или строительст-ва, здесь будет указана стоимость проведе-ния работ - в этом случае цвет будет розо-вым (тёмным).Кнопка (4) - изображение текущего ге-роя/здания. Его название будет выведено встроке (7). Для удобства, при указании наэту пиктограмму, текущий объект будет пе-ремещён в центр экрана. При выборе группыполя (4), (7) будут содержать символ "G" инадпись "отряд" соответственно. При указа-нии на символ "G" вы получите изображениевсех членов отряда на щите (8) и сможетевыбрать любого из них.Строка (7), кроме того, служит и для вы-дачи предупреждающих сообщений. Их не такмного: "Нет пищи!"; "Мало денег (леса)!";"Мало маны (магической энергии)!".Индикатор (5) - жизненная сила героя илиздания. Если значение этого индикаторастанет нулевым, объект погибнет.Индикатор (6) - для волшебников и маги-ческих созданий: уровень магии (внизу бу-дет символ "М"). Для зданий: прогресс про-изводства. Для строящихся зданий: прогрессстроительства (внизу будет "%"). Для всехостальных этот индикатор не имеет значе-ния.Пиктограммы управления(8) - см. ниже.Кнопка (9) - переход в подменю игры (см.далее).Сигнал (10) - мигает, если ваших воиновили здания атакует враг.Сигнал (11) - указывает, что завершеностроительство одного из ваших зданий.Сигнал (12) - ваше или вражеское зданиебыло разрушено. Или одна из шахт была вы-работана и обвалилась.Сигнал (13) - мигает, если ваши воиныатакуют врага или вражьи здания.Сигнал (14) - закончено производствовоина или работника.Сигнал (15) - горит, если степень разру-шения одного из ваших зданий превысила25% (важно для игры на повышенной сложно-сти, т.к. там ваши повреждённые зданиямедленно сгорают).ПИКТОГРАММЫПиктограммы управления размещаются напанели (8) рисунка 1. Пиктограммы бываютдвух типов: немедленного действия (выпол-нение происходит сразу после нажатия) ивыбора типа действия (при нажатии на такуюпиктограмму она будет окрашена в красныйцвет; в этом случае вы должны будете ука-зать ещё объект/место на карте, куда будетнаправленно это действие).При игре без мыши выбор пиктограмм го-раздо удобнее вести горячими клавишами (1,2, 3, 4, 5, S). Соответствие горячих кла-виш указано на том же рисунке. Далее приописании пиктограмм используются номера ихгорячих клавиш, заключённые в круглыескобки.КРЕСТЬЯНЕ (ПЕОНЫ)(1) Перемещение. Указав курсором на кар-те нужное вам место, вы заставите крестья-нина отправиться туда. Дойдя, он остано-вится и будет ждать ваших дальнейших при-казаний.(2) Добыча золота/леса. Дополнительноукажите на карте шахту, чтобы отправитьработника за золотом. Во всех других слу-чаях он отправится на поиск леса. Если до-быча ресурсов была удачной, крестьянин самотправится на базу (в городище), чтобы от-нести груз, а потом вновь отправится надобычу.(3) Ремонт. Когда ваше здание подверг-лось разрушениям (индикатор жизненной силыупал ниже максимума, и, возможно, повалилдым), оно требует ремонта (не бесплатно,конечно). Выберите пиктограмму и укажитесвоему крестьянину на такое здание. В ред-ких случаях эта пиктограмма используетсядля завершения строительства (когда работ-ник, шедший на строительство, погиб). Вы-берите другого крестьянина и отправьте егона незавершённую стройку.(4) Строительство. Указав на эту пикто-грамму, вы попадаете в подменю, где сможе-те выбрать нужное вам здание. На карте подкурсором появится плавающий квадрат разме-ром 3х3 клетки (2х2 для строительства избили хибар), с помощью которого вы и укаже-те место предполагаемой стройки. Есликвадрат окрашен в светлые тона, строитель-ство в данном месте возможно, если онкрасный (тёмный) - невозможно. Строитьразрешено только на открытых местах, незанятых людьми и кунгами; кроме того, ря-дом должна быть каменная дорожка. Запреще-но строить на тропинках, мостах и по бере-гам рек. И ещё - у вас должно быть доста-точное количество ресурсов. При соблюденииэтих условий крестьянин отправится настройку.(5) Дополнительное строительство. Еслина данном игровом уровне возможно строи-тельство дополнительных зданий, а крометого, вам удалось построить лесопилку, этапиктограмма будет доступна.(S) Стоп. Остановить перемещение, добычуресурсов, строительство.КРЕСТЬЯНЕ (ПЕОНЫ) С ЗОЛОТОМ/ЛЕСОМИх набор пиктограмм схож с вышеприведён-ным, за исключением:(2) Продолжать движение на базу. Приме-няется, если работник с грузом был оста-новлен вами или нападением врага.(3) Сбросить груз. Имеет смысл приме-нять, если вы хотите дать другое заданиеработнику.ВОИНЫ(1) Перемещение. Получив эту команду,воин будет идти в указанную точку, дажеесли его будет атаковать враг. Удобно при-менять эту пиктограмму, если вы решили от-ступить.(2) Атака. В качестве объекта атаки мо-жет быть:а) пустое место;б) враг;в) вражеское здание.В первом случае ваши воины пойдут в ука-занную точку и, если по дороге на них на-падут, обязательно дадут отпор. Если цель- конкретный враг, ваш воин будет пресле-довать его, куда бы тот не пошёл. Однакона другие нападения он отвечать не будет.Тоже относится и к атаке на здания.Атаковать своих воинов нельзя (это слиш-ком жестоко), зато можно атаковать своёздание, если вы решили, что не там его по-строили, а бульдозера под руками не оказа-лось.Кроме того, у лучников, пехотинцев иконников изображение на этой пиктограммеслужит для индикации уровня силы их оружия(лук или меч).(3) Стоять насмерть. Находящиеся в этомрежиме воины не смогут сдвинутся с местадо получение иного приказа. Однако они неупустят случая атаковать находящихся в ра-диусе их досягаемости врагов.(4) Атаковать указанное место. Использу-ется только для катапульт.(S) Стоп. Прекратить движение, атаку иперейти в режим охраны. Отличается от ре-жима "стоять на смерть" тем, что воины мо-гут преследовать врага, если таковой слу-чайно пройдёт мимо. Изображение на этойпиктограмме показывает степень защищённо-сти воинов (щит).МАГИЧЕСКИЕ СОЗДАНИЯВсё, что сказано о воинах, в полной ме-ре относится и к этим ужасным персонажамигры. Обычно пиктограмма атаки (2) для нихизображена в виде символа "А". Время жизнибольшинства из них ограничено магическойэнергией (маной) - когда её не остаётся,они гибнут.МАГИ И КОЛДУНЫПиктограммы (1),(2),(S) - идти, атако-вать, остановиться - такие же, как и увоинов.Пиктограммы (3),(4),(5) зарезервированыпод всевозможные заклинания и магию. За-клинания делятся на исполняемые немедленно(например, создать кого-нибудь), или надействующие в указанном затем месте(например, волшебное зрение), или дейст-вующие на указанный персонаж (например,огненное кольцо).Смысл большинства заклинаний легко по-нять. Только одно пояснение к заклинанию"Хрустальный шар": тот, на кого оно обра-щено, будет жить некоторое время послесвоей смерти, пока шар не исчезнет -удобно, если вам нужны камикадзе.Чем мощнее заклинание, тем больше маги-ческой энергии оно требует. В случае не-хватки вы получите сообщение "Мало маны!".УПРАВЛЕНИЕ ОТРЯДОМЧисло пиктограмм управления отрядом оп-ределяется тем, насколько однороден отряд.Если в выбранной группе только воины илитолько крестьяне, вы будете иметь полно-ценное управление ими. Если же "в кучу"собраны и те, и другие, у вас будет всегодве пиктограммы управления - идти (1) истоять (S).ЗДАНИЯБазовое здание (городище) - единственноездание, которое нельзя построить заново.Поэтому необходимо его беречь. С его помо-щью можно произвести работников, построитьдорожки, а на некоторых уровнях - защитныестены. Кроме того, оно способно прокормитьодного человека.Избы (хибары) - дают пропитание для 4-хчеловек. Необходимо строить новую избувсякий раз, когда вы получаете сообщение"Нет пищи!"Остальные здания служат для производствавоинов и волшебников, а также повышения ихпрофессиональных качеств. В случае нехват-ки средств на производство, вы получаетесообщение "Мало золота (леса)!".В некоторых случаях постройка одногоздания возможна только при наличии друго-го.Шахты являются "ничьими" природными со-оружениями. Если запас золота в шахте ис-черпан, она рушится.ВРАГИУправлять врагами вы, конечно, не може-те. Выбрав врага (или его здание), можнотолько узнать его название и сколько у не-го жизненной силы.Сила оружия или мощность защиты будутвам не известны, но помните, что враги неупустят случая улучшить их.ИГРОВОЕ МЕНЮПри нажатии кнопки в правом нижнем углу(рис.1(9)) вы перейдёте в игровое меню.Вам будут предложены следующие возможно-сти:- установить игровые опции;- сохранить игру (в одну из восьми отгру-зок);- переиграть текущий уровень сначала;- закончить игру.Для отказа от предложенных возможностейукажите в любом месте вне меню.УСТАНОВКА ИГРОВЫХ ОПЦИЙВнешний вид меню установки опций приве-дён на рис.2.Вверху, в строке (1) даются сведения обавторе и об игре.Ниже (2) - меню выбора типа управления.Активизация мыши осуществляется в меню(3). В меню (6) вы можете:- включить или выключить музыкальноеоформление;- включить или выключить проигрывание эф-䥪⮢;- настроить игру под цветной или чёрно-белый монитор (пользуйтесь этой опцией,если вам не нравятся подобранные мной цве-та);- выбрать дисковод для отгрузок (А или Б)Последней опцией вы будете пользоваться,по сути, один раз за всю игру, т.к. призагрузке отложенной игры программа попро-сит указать дисковод (в стартовом меню).Пиктограмма (4) служит для выбора типазакраски невидимых полей (просто чёрныйили фигурный квадрат).Пиктограмма (5) включает/выключает ани-мацию ландшафта (анимация не влияет наскорость игры).Роллер (7) выбирает максимальную ско-рость перемещения курсора при игре клави-шами. Не влияет на скорость курсора приуправлении мышью.Роллер (8) служит для замедления игры.Применяйте его в том случае, когда вам нехватает реакции справиться с врагами(особенно, если ваш компьютер в несколькораз быстрее обычного Спектрума).Возврат в игру осуществляется при указа-нии на кнопку (9). Ваши установки вступаютв силу только после выхода из меню настро-ек.СОХРАНЕНИЕ ИГРОВОГО СОСТОЯНИЯВыберите одну из восьми отгрузок и под-твердите своё желание сохранить игру. Какупоминалось выше, для отгрузок требуетсяотдельный диск (вследствие большого объёмасохраняемой информации). Для этого предва-рительно отформатируйте диск в ТR-DОS. Неиспользуйте диск для записи другой инфор-мации, если не хотите испортить отгрузки.ПРОХОЖДЕНИЕ УРОВНЯУровень считается пройденным, если вывыполнили поставленную перед вами задачу.В некоторых случаях вы должны не просто"убить их всех", но сделать что-то допол-нительно (например, на первом уровне залюдей необходимо построить деревню в 7 до-мов). Иногда (особенно это касается под-земных уровней) убивать всех врагов необя-зательно, достаточно только вывести нужно-го героя на свободу. Помните об этом идействуйте с головой.В любом случае, критерием вашего мастер-ства является время, потраченное на миссию(и на всю игру в целом). Время измеряетсяв некоторых условных игровых единицах и независит от быстродействия вашего компьюте-ра и использования клавиши F.Узнать его можно, нажав клавишу Н. Крометого, оно всегда выдаётся после успешногопрохождения уровня.Пройдя всю игру, вы увидите приятныйFINАL-СUТ.ИГРА НА ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ"Чёрный Ворон" и так получился достаточ-но непростой игрой. Если на обычной слож-ности игра проходится, то возможность это-го на повышенной сложности мне кажется со-мнительной. Враги становятся более хитры-ми и подвижными, их атаки - более частыми.Впрочем, продвинутый геймер навернякасправится!Всегда ваш, Вячеслав МедноноговТел:(812)-1433303(для распространителей)FIDО: 2:5030/362.4, /461.1220 декабря 1997 года